№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Пояснение к теме |
1 |
Диагностика кандидатов в замещающие родители. |
2 |
Формирование психологического портрета замещающего родителя. Анкетирование. Диагностика мотивационных ориентаций. |
2 |
Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. |
4 |
Содержание, цели и задачи программы. Формирование представления об обучающем психологическом тренинге. Знакомство и сплочение участников группы. |
3 |
Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей. |
5 |
Основные потребности развития ребенка (здоровье, безопасность, эмоциональное развитие, умственное развитие и др.) Мифы и мотивы усыновления. Основы выбора ребенка принимающей семьей. Ожидания от ребенка. |
4 |
Этапы развития ребенка. |
6 |
Характеристика основных возрастных периодов развития ребенка |
5 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. |
7 |
Роль психологических потребностей в личностном развитии. Эмоциональная депривация и её виды. Особенности и этапы переживания горя ребенком. Последствия вторичного отказа от ребенка |
6 |
Последствие от разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирования личной и семейной идентичности). |
6 |
Виды жестокого обращения и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, сексуального, социального развития ребенка. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка. Нормативные кризисы семьи. Семейные правила и роли. |
7 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи. |
7 |
Адаптация ребенка в приемной семье. Роль замещающего взрослого в прохождении этапов адаптации. Установление контакта с ребенком. |
8 |
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка. |
8 |
Формы трудного поведения ребенка. Способы реагирования на данное поведения приемных родителей. Любовь, безусловное принятие и позитивное отношение к принятому ребенку. |
9 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. |
7 |
Особенности коммуникации в семье (уровни семейных отношений). Понятие конфликта, его виды. Причины возникновения конфликтных ситуаций в замещающей семье. Эффективные способы разрешения конфликтов. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от его возраста, состояния здоровья и развития ребенка. |
10 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка. |
6 |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормального детского сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности. Способы защиты ребенка от сексуального насилия. |
11 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. |
6 |
Детско – родительские отношения. Особенности воспитания детей в замещающей семье. Нормы и правила общения. Семейные тайны. Поощрения и наказания. |
12 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. |
7 |
Нормативно-правовая основа опеки и попечительства, общие положения. Дополнительные гарантии ребенка-сироты и оставшегося без попечения родителей. Порядок предоставления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей. |
13 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
6 |
Родительские и профессиональные функции замещающей семьи. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими психолого-педагогическую помощь. Информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг. Взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением и родительским обществом. |
14 |
Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью. |
3 |
Обратная связь (закрепление знаний о ребенке, обмен опытом). Анкетирование, обсуждение результатов освоения курса, рефлексия слушателей. Аттестация слушателей. |
Всего часов: |
80 |
|