Программа занятий Школы приемных родителей

п/п

Название темы

Количество часов

Пояснение к теме

1

Диагностика кандидатов в замещающие родители.

2

Формирование психологического портрета замещающего родителя. Анкетирование. Диагностика мотивационных ориентаций.

2

Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

4

Содержание, цели и задачи программы. Формирование представления об обучающем  психологическом тренинге. Знакомство и сплочение участников группы.

3

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

5

Основные потребности развития ребенка (здоровье, безопасность, эмоциональное развитие, умственное развитие и др.) Мифы и мотивы усыновления. Основы выбора ребенка принимающей семьей. Ожидания от ребенка.

4

Этапы развития ребенка.

6

Характеристика основных возрастных периодов развития ребенка

5

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

7

Роль психологических потребностей в личностном развитии. Эмоциональная депривация и её виды. Особенности и этапы переживания горя ребенком. Последствия вторичного отказа от ребенка

6

Последствие от разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирования личной и семейной идентичности).

6

Виды жестокого обращения и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, сексуального, социального развития ребенка. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка. Нормативные кризисы семьи. Семейные правила и роли.

7

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.

7

Адаптация ребенка в приемной семье. Роль замещающего взрослого в прохождении этапов адаптации. Установление контакта с ребенком.

8

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

8

Формы трудного поведения ребенка. Способы реагирования на данное поведения приемных родителей. Любовь, безусловное принятие и позитивное отношение к принятому ребенку.

9

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

7

Особенности коммуникации в семье (уровни семейных отношений). Понятие конфликта, его виды. Причины  возникновения конфликтных ситуаций в замещающей семье. Эффективные способы разрешения конфликтов.  Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от его возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

10

Особенности полового воспитания приемного ребенка.

6

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормального детского сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

11

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

6

Детско – родительские отношения. Особенности воспитания детей в замещающей семье. Нормы и правила общения. Семейные тайны. Поощрения и наказания.

12

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

7

Нормативно-правовая основа опеки и попечительства, общие положения. Дополнительные гарантии ребенка-сироты и оставшегося без попечения родителей. Порядок предоставления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.

13

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

6

Родительские и профессиональные функции замещающей семьи. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими психолого-педагогическую помощь. Информирование кандидатов  в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг. Взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением и родительским обществом.

14

Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.

3

Обратная связь (закрепление знаний о ребенке, обмен опытом). Анкетирование, обсуждение результатов освоения курса, рефлексия слушателей. Аттестация слушателей.

 

Всего часов:

80