Возможно ли воспитать детей без истерик? На само деле, это очень плохая идея. Давайте разберемся почему. Нужно понимать, что такое истерика, почему она возникает, ее природу.
Истерика – это очень важный природный механизм, который заложен в человека. Это состояние крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания.
Для чего истерика нужна?
Психика ребенка или взрослого накапливает психическое напряжение, это продукт нашей жизнедеятельности, как например нужда ходить в туалет.
Так вот, истерика помогает освободиться от психоэмоционального напряжения. Если запрещать ребенку истерику, делать все, для того, чтобы ее не было, это все равно, что запрещать ребенку ходить в туалет.
Самая эффективная истерика у ребенка происходит, когда он кричит, топает ногами, бросается на пол…в этот момент происходит выброс напряжения. После завершения наступает ощущения легкости, свободы от психического напряжения.
Теперь давайте посмотрим на это с другой стороны. Ребенок идет к ощущению этой чистоты, свободы, легкости, а мы его успокаиваем, что-то делаем. То есть, не даем ему дойти до этого состояния легкости.
И все же есть истерики, на которые нужно обращать внимание и вмешиваться.
- Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
- Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
- Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
- Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
- Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
- Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.
Предупредить истерики позволяют следующие приемы:
- Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
- Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с ребенком о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
- Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
- Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.
В момент истерического приступа родителям рекомендуется следующее:
- Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
- Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
- Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
- Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.
Психолог ОСЗС
Барабанщикова Е.А.