29 октября 2020 в 13:36

Детская истерика.

Возможно ли воспитать детей без истерик? На само деле, это очень плохая идея. Давайте разберемся почему. Нужно понимать, что такое истерика, почему она возникает, ее природу. 

Истерика – это очень важный природный механизм, который заложен в человека. Это состояние крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания.

Для чего истерика нужна?

Психика ребенка или взрослого накапливает психическое напряжение, это продукт нашей жизнедеятельности, как например нужда ходить в туалет.

Так вот, истерика помогает освободиться от психоэмоционального напряжения. Если запрещать ребенку истерику, делать все, для того, чтобы ее не было, это все равно, что запрещать ребенку ходить в туалет.

Самая эффективная истерика у ребенка происходит, когда он кричит, топает ногами, бросается на пол…в этот момент происходит выброс напряжения. После завершения наступает ощущения легкости, свободы от психического напряжения.

Теперь давайте посмотрим на это с другой стороны. Ребенок идет к ощущению этой чистоты, свободы, легкости, а мы его успокаиваем, что-то делаем.  То есть, не даем ему дойти до этого состояния легкости. 

И все же есть истерики, на которые нужно обращать внимание и вмешиваться.

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.
     

Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с ребенком о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.
     

В момент истерического приступа родителям рекомендуется следующее:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.
     

Психолог ОСЗС

Барабанщикова Е.А.

Май 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
29
30
1
2
3
4
5
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9